возврат товара - судебная практика

Возврат товара

Просмотров: 2007

Процесс возврата товара можно разделить на две категории: возврат товара надлежащего качества и возврат товара ненадлежащего качества. Каждая из этих категорий имеет свои особенности и свою судебную практику, с которой мы хотим Вас познакомить.

Возврат товара надлежащего качества: судебная практика

Товар надлежащего качества, не имеющий производственных дефектов, однако этот товар по какой-то причине не понравился, не подошел по размеру, по фасону и т.д.

Такой товар можно обменять на аналогичный, либо вообще его сдать и получить стоимость его обратно, если он не был в употреблении, имеется упаковка, сохранены лейблы, этикетки и т.д., а так же товар не относится к группам товаров, возврат и обмен которых запрещен в соответствии с Постановление Правительства РФ. К таким видам товара относятся: Медикаменты, постельное и нижнее белье и т.д.

Однако бывает, что продавец не желает добровольно выполнить требование закона и нарушает права потребителя. В таких случаях граждане обращаются к нам за защитой, и мы в судебном порядке взыскиваем с таких нарушителей закона и оплаченные за товар деньги, и неустойку, моральный вред и штраф. Так же потребителю возмещаются и все судебные издержки.

Для примера приведу решение суда:

Дело №200/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2015 года, город Тверь

Мировой судья судебного участка № 2 района г. Тверь, с участием истца ФИО, представителя истца , представителя ответчика К.М.А. при секретаре, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к ИП Аникину Сергею Валерьевичу о защите прав потребителей, установил: ФИО обратилась в суд с требованиями о взыскании с ответчика стоимости товара в размере ХХХ руб. ХХХ коп., компенсации морального вреда в размере ХХХ, о расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, проценты за пользование кредитом, штрафа. В обосновании исковых требований указано, что ДДММГГ на презентации товара «WoolHouse» у продавца ИП истцом был приобретен комплект «Двуспальный» с маркировкой « WoolHouse» по договору купли-продажи № . Помимо данного комплекта в подарок также прилагались и другие товары (согласно заключенному договору купли-продажи). Стоимость изделий по договору составила ХХХХ руб., при этом скидка на презентации составила ХХХХ руб. общая стоимость с учетом скидки составила ХХХХ руб. Из-за невозможности приобрести данный комплект за счет собственных средств, истцу было предложено купить его в рассрочку, оформив кредитный договор. Кредитный договор № — от ДДММГГ был заключен с банком КБ «Ренессанс Кредит» на сумму ХХХХ руб. сроком на 2 года, процентная ставка по кредиту – 30 % годовых. Ежемесячный платеж по кредиту составляет ХХХХХ руб. (кроме последнего платежа). Средства от предоставленного кредита были перечислены продавцу по его реквизитам, указанным в кредитном договоре. Полная сумма, подлежащая к выплате, составляет ХХХХХХ руб. из них: ХХХХХ руб. сумма основного долга и ХХХ руб. проценты по кредиту. ДДММГГ истцом была произведена оплата в размере ХХХХ рублей (квитанция в приложении). Данный комплект был приобретен в подарок для родственницы (дочери), которая живет в другом городе. По возвращению домой, истец сообщила ей по телефону о покупке. Приобретенный в подарок комплект постельных принадлежностей истец не может оставить себе, т.к. он не подходит по своим потребительским свойствам: размер комплекта не подходит под диван, а его цвет и фасон под интерьер комнаты. Товар в употреблении не был, хранится дома в оригинальной упаковке, его целостность не нарушена и сохранены товарный вид и ярлыки. LLVVUU истец обратилась в офис продавца для обмена товара, но в ассортименте продавца не было другого товара, который она могла бы рассмотреть в качестве обмена.

РЕШИЛ: исковые требования истца к ИП Аникину Сергею Валерьевичу о защите прав потребителей удовлетворить частично. Расторгнуть договор купли — продажи комплекта «Двуспальный» с маркировкой «WoolH ouse » (договор — заказ) № от ДДММГГ заключенный между ИП Аникиным Сергеем Валерьевичем и ФИО. Взыскать с ИП Аникина Сергея Валерьевича в пользу истца денежный средства уплаченные за товар в размере ХХХХ руб. 00 коп, проценты за пользование кредитом в размере ХХХХ руб. ХХХ коп., компенсацию морального вреда в размере ХХХХ руб. 00 коп., штраф в пользу потребителя в размере ХХХХ руб. ХХ коп., а всего ХХХХХ руб. ХХ коп. Взыскать с ИП Аникина Сергея Валерьевича госпошлину в бюджет муниципального образования г. Тверь в размере ХХХХ руб.ХХ коп.

Возврат товара ненадлежащего качества: судебная практика

Товары ненадлежащего качества, в которых выявился дефект производственного характера в период гарантийного срока эксплуатации, либо если он не установлен, то в период естественного срока службы.

В случае, если у Вас выявились проблемы с приобретенным товаром, Вам необходимо немедленно обратиться к продавцу с претензией (образец) на некачественный товар.

При этом, необходимо иметь ввиду, что если приобретенный товар относится к технически сложному, то замена, возврат его, либо соразмерное уменьшение цены может быть только в течение 15 дней с момента его приобретения (В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

    По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков ст.18 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в новой редакции от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»).
Как определить относится ли Ваш товар к технически сложному? Это и просто, и одновременно сложно. Поясню: существует Перечень технически сложных товаров, который утверждается Правительством Российской Федерации (Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. №924):
    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
  1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
  3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
  5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
  6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
  7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
  8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
  9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
  10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
  11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
  12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

Казалось бы все понятно. Однако на практике встречаются случаи, когда самому потребителю очень сложно, или не возможно понять — относится ли его товар к технически сложному, или нет?

Приведу пример: Практически всегда продавец (уполномоченное лицо) утверждают, что мобильные телефоны – это технически сложные товары. Однако — это не совсем так. Как видно из перечня мобильные телефоны, в него не включены. Так как же разобраться, обманывает Вас продавец, или нет? Отвечая на этот вопрос, я бы сказал: И ДА и НЕТ!

Все дело в том, какой это телефон. Обратите внимание на п.6 «…беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями». Разве все мобильники у нас имеют сенсорный экран и более двух функций. Да нет, конечно же. Есть мобильники и кнопочные, без сенсора и только с функцией позвонить. Так вот такие средства связи не относятся к технически сложным товарам, поэтому они подлежат замене, либо возврату (при технической неисправности) в период всего гарантийного срока. И если продавец утверждает, что на такой товар Вам положен только ремонт, то он не прав.

В моей практике часто встречаются такие ситуации, когда представители продавца, под предлогом ускорения сроков проверки качества товара, либо говорят: «Мы теперь к товару не имеем отношения» отправляют потребителей в сервисный центр. ЗНАЙТЕ: ЭТО НЕ ЗАКОННО! часть 2 ст. 18 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в новой редакции от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» предоставляет право выбора потребителю: «Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю». То есть, Вам дано право выбора, а не продавцу!

Я в таких случаях рекомендую все же товар передавать продавцу(обязательно составлять акт приемки-передачи товара с подробным описанием внешнего вида, что бы у Вас остался экземпляр такого акта. В отдельных случаях я требовал даже сделать фотофиксацию внешнего вида, если возникал спор о состоянии товара, с приложением снимков к акту ). При этом, я руководствуюсь таким правилом, кто продал, тот пусть и отвечает. Хотя закон дает право предъявить требования либо продавцу, либо производителю (импортеру, уполномоченной организации).

Приведу пример в виде решения:

Решение по гражданскому делу № 20000/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2015 года город Тверь

Мировой судья судебного участка № 6 энского района города Твери , при секретаре, с участием представителя Тверской областной общественной организации «Союз правозащитников и потребителей» Лысенко В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверской областной общественной организации «Союз правозащитников и потребителей» в интересах П. к ЗАО «Русская телефонная компания» о взыскании денежных средств, убытков, неустойки, компенсации морального вреда, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ: Исковые требования Тверской областной общественной организации «Союз правозащитников и потребителей» в интересах П. к ЗАО «Русская телефонная компания» о взыскании денежных средств, убытков, неустойки, компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с ЗАО «Русская телефонная компания» в пользу Первакова С.Г. уплаченную за товар сумму в размере ХХХ рублей 00 копеек, неустойку размере ХХХ рублей 00 копеек, убытки в виде процентов за пользование кредитом в размере ХХХ рублей 00 копеек, расходы по проведению экспертизы в размере ХХХ рублей 00 копеек, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере ХХХ рублей ХХ копеек, компенсацию морального вреда в размер ХХХ рублей 00 копеек, а всего взыскать ХХХ рублей ХХ копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ЗАО «Русская телефонная компания» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере ХХХ рублей ХХ копеек.

Мотивированное решение суда по рассмотренному делу составляется в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано:

1) в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании;

2) в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в Заволжский районный суд города Твери через мирового судью судебного участка № 6 Заволжского района города Твери в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Мировой судья. Подпись.

Автор: юрист, правозащитник — В. Лысенко

Запрещено копировать материалы сайта http://spp69.ru без прямой ссылки на источник.

Теги: ,

Оставить комментарий